Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор?

Вокруг заряда аккумуляторов для автомобиля бродит много мифов, как правило, они связаны с незнанием основных законов электричества. Кроме того, эта процедура параллельна и другой непростой науке. Ведь в аккумуляторной батарее (АКБ) протекают электрохимические процессы. Но изделие это капризное и дорогое, без практической помощи хозяина долго не протянет. Значит потребуется знание некоторых основ материальной части, а именно как правильно заряжать автомобильный аккумулятор.
Содержание
Что такое заряд батареи? Как заряжать автомобильный аккумулятор
Образно говоря, заполнение ёмкости определённых размеров некоторой субстанцией. Она представляет собой электрическую энергию, количество её измеряется в киловатт-часах. Но в автомобилях пока принято говорить об ампер-часах. Поскольку напряжение, через которое преобразуется ток в мощность, в автомобильной бортовой сети более-менее постоянно.
Зачем заряжать аккумулятор автомобиля?
Вопрос логичный, поскольку в конструкции двигателя зарядник уже предусмотрен. Это автомобильный генератор, и всё происходит автоматически. При нормальной работе системы водителю вмешиваться не нужно. Но в определенных ситуациях ручная зарядка аккумулятора для автомобиля становится необходимой процедурой.
Помимо дохода, всегда существует и расход. Батарея разряжается на бортовые потребители, причём иногда в таких условиях, что мощности генератора не хватает. Большие токи разряда, малые обороты двигателя, низкие температуры. Всё это не способствует поддержанию АКБ в заряженном состоянии. Приходится оказывать внешнюю помощь.
Зарядное устройство
Современный рынок предлагает самые разные, иногда весьма замысловатые устройства. Но для практической работы надо полностью автоматическое зарядное устройство. Когда владелец не хочет ни в чём разбираться, его дело подключить, отключить и забыть.
Также зарядное устройство может быть простейшее, регулируемое вручную и достаточно мощное. К нему надо иметь амперметр (обычно встроен в конструкцию) и точный вольтметр (в составе цифрового мультиметра).
Когда нужна ручная зарядка аккумулятора?
Чаще всего зарядка от внешнего зарядного устройства батарее требуется после долгих стоянок с включённой сигнализацией. Больше недели – это уже долго. Или зимой, когда из-за коротких поездок замёрзшая батарея не в состоянии принимать зарядный ток в нужном количестве.
Есть два объективных признака, что пора заряжаться.
- При холодном запуске стартёр стал вращать вал двигателя вяло и неохотно. Хотя масло залито сезонное, а мороз не такой уж и критический.
- Замер напряжения вольтметром, встроенным в приборный щиток или внешним, показывает снижение напряжения. Это может быть на постоявшей машине более двух часов, с неработающим двигателем.
Полезно подзаряжать профилактически, перед долгим хранением. После сильного разряда или регулярно, при низких температурах.
Порядок правильной подзарядки
Батарею лучше снять с автомобиля, а все операции проводить в тепле. Данная рекомендация желательна, хотя и не обязательна. Но ниже нуля шансы на быстрый успех сомнительны.
При зарядке автомобильного аккумулятора важно учитывать следующие моменты:
- Если АКБ заряжается на автомобиле, то надо снять с неё одну из штатных клемм, чтобы напряжение ЗУ не проникло в бортовую сеть. Уровень, а главное – форма этого напряжения ничем не гарантируется.
- Нельзя путать полярность подключения, если в ЗУ не предусмотрена защита, то на этом всё и закончится.
- Если ток заряда не выставляется автоматически, то вручную он примерно определяется как 10% от ёмкости батареи, выраженной в ампер-часах.
- Заряд продолжается до повышения напряжения примерно до 14,5-15 вольт. В зависимости от типа АКБ, после чего ток надо уменьшить, если не предусмотрена такая автоматическая функция. Многие зарядники умеют сами переходить в режим поддержания напряжения, как в сети автомобиля. Так заряжать долго и не очень эффективно. Но всё же лучше чем никак, к тому же не требуются особые познания в электротехнике.
- Окончанием заряда можно считать рост напряжения к 15 вольтам при токе 1А. Меньше, одновременно с этим можно расслышать кипение электролита в банках АКБ.
- «Поднимать с колен» посаженный до нуля глубоким разрядом аккумулятор лучше доверить профессионалу. Только он сможет определить правильный алгоритм действий в таком случае. Пробивать АКБ большим напряжением и токами, медленно выводить его малым током. Возможно нужно проводить более сложные процедуры, циклирование или химическую десульфатацию.
Всё перечисленное относится к полностью исправному и ещё не потерявшему ёмкость аккумулятору. Во всех прочих случаях придётся продолжить углублённое изучение матчасти, обратиться к автоэлектрику или отправиться в магазин за новым аккумулятором.