Разновидности самосвалов
Спецтехника разных видов предназначена для своего типа работы. Среди самосвалов также есть своя классификация, определяющая технику под те или иные виды задач. Данные машины бывают:
- Дорожными, или строительными;
- Внедорожными, или карьерными;
- Сочлененными;
- Для подземных видов работ (шахтовые).
Кроме этого, все машины одного класса могут иметь разные модификации. Они определяются конкретными условиями эксплуатации данной техники. Например, строительные самосвалы могут иметь разные параметры:
- Вида осевой нагрузки;
- Тип кузовов;
- Грузоподъемность;
- Габариты машины;
- Сферу назначения.
Если говорить конкретно про грузоподъемность, то различают машины:
- До 1 тонны;
- До 2 тонн;
- До 5 тонн;
- От 5 до 10 тонн;
- Свыше 10 тонн.
Содержание
Дорожные самосвалы
Это самый распространенный тип данного грузового автомобиля, который предназначен для использования на дорогах общего пользования. Машина широко применяется в строительных и ремонтных работах, коммунальном и сельском хозяйстве, в процессе добычи и транспортировки полезных ископаемых. Грузоподъемность строительных самосвалов может достигать 40 тонн, а количество осей варьируется от 2 до 4.
Однако существуют особые модификации, которые выпускаются в основном азиатскими и американскими предприятиями. Так, есть самосвалы с пятью и даже семью осями, часть из которых задействуется только при необходимости.
Некоторые самосвалы работают с полуприцепом, на некоторых, кузов установлен на основное шасси. Данный транспорт широко известен во всем мире, в России он представлен наиболее значимыми моделями:
- КамАЗ-5511;
- ЗИЛ-ММЗ-555;
- ГАЗ-САЗ-53Б;
- МАЗ-5549;
- КрАЗ-256Б-1.
Строительные самосвалы разрабатывались для движения по асфальтированным дорогам, поэтому их колесная формула представлена наиболее частыми моделями 4×2 или 6×4. Автомобили могут комплектоваться как дизельными, так и бензиновыми двигателями, а при полной загрузке, выдавать скорость до 90км/ч.
Карьерные самосвалы
Данный тип автомобилей используется при разработке мест локализации полезных ископаемых. Обычно, карьерные автомобили имеют крупные габариты и большую грузоподъемность, доставляясь до места работы в разобранном виде. Это исключает возможность их использования на обычных дорогах.
Для крупногабаритной техники характерна установка дополнительных гибридных силовых установок. Дизельный двигатель играет роль генератора тока, который приводит в движение электромоторы сообщающие вращение колесам.
Тормозная система оснащена гидравлическими агрегатами, которые связаны с электромоторами. Во время торможения они выполняют роль генератора.
Наиболее частой конструкцией являются заднеприводные самосвалы с двумя осями. Тип опрокидывания кузова преимущественно задний, а грузоподъемность в целом не превышает 40 тонн.
Сочлененные самосвалы
Данный тип спецтехники обладает комбинированными качествами, делающими его незаменимым в местах требующих повышенной проходимости и маневренности одновременно. Машина базируется на трех осях, все колеса являются ведущими, и крепятся к шарнирно-сочлененной раме.
Современные сочлененные самосвалы имеют переключатель межколесного дифференциала. Некоторые модели, предназначенные для труднопроходимых условий, имеют гусеницы вместо колес, а также системой «Ejector». Данная система позволяет разгружаться на ходу, выталкивая содержимое кузова подвижной стеной.
Самосвалы для подземных работ
Основным целевым назначением данных грузовиков является транспортировка горной породы в условиях подземных шахт. Техника данного типа, как правило, оснащена краном для разгрузки материала. Конечно, такие машины могут работать и в иных условиях, но эффективность такой работы будет невысокой.
Каждая сфера производства требует своего типа грузовой техники. Применение подходящих моделей упрощает процесс добычи ископаемых, транспортировки строительных материалов и т.п.