Пятый цилиндр в некоторых автомобильных двигателях

5-цилиндровый двигатель довольно редко встречается в автомобильной промышленности. За последние четверть века он был найден в Audi (2,2 и 2,3 литра), Honda («Acura-TL»), Volvo (2,0 литра, 2,3 Turbo и 2,4 литра) , Fiat Group (2,0 и 2,4 литра: Super Fire) и Mercedes-Benz (дизель). Несмотря на это своеобразное «бутиковое» применение, рядный 5-цилиндровый двигатель (известный как I5) имеет много положительных моментов.
Начнем с того, что он компенсирует «нишу» между 4-х и 6-ти цилиндровыми двигателями. При правильной конструкции он может иметь оптимальный объем и, соответственно, эффективный.
Давайте не будем забывать, что сравнивая его с 4 цилиндрами, мы обнаруживаем, что это экономит один балансировочный вал. С другой стороны, это лучше, чем 6-цилиндровые двигатели, потому что он достаточно короткий, чтобы быть установленным поперечно в моторном отсеке всех автомобилей с передним приводом.
И самое главное, 5-цилиндровый двигатель может оказаться выполненным в виде модуля, состоящего из 4- и 6-цилиндровых рядных двигателей. Это не только экономит много средств для производственной компании, но также устраняет необходимость инвестировать в новую производственную линию!
Математические расчеты доказывают, что из-за порядка зажигания двигателя система балансирует в порядке цилиндров. И ему не нужны 2 вала, как большой 4-цилиндровый мотор. Однако он создает сквозную вибрацию как 3-цилиндровый двигатель, поскольку поршень 1 не находится в том же положении, что и поршень 5, а поршень 2 не находится в том же положении, что и поршень 4. Поэтому обе стороны двигателя вибрируют вверх и вниз отношение к центру системы.
Решение этой головоломки оказывается таким же, как для 3-цилиндровых двигателей. (См. Две диаграммы.) У нас есть уравновешивающий вал, у которого противовесы движутся в направлении, противоположном направлению движения поршня. Балансировочный вал приводится в движение двигателем с той же скоростью, что и коленчатый вал.
Но никакая хитрость не может заставить 5-цилиндровый двигатель работать на 100% плавно — например, как 6-цилиндровый. В результате, вибрация не может быть полностью устранена.
Однако, обладая достаточными навыками проектирования, компании, упомянутые выше, вполне могут использовать 5-цилиндровые двигатели в своих моделях.
Более четверти века назад Mercedes-Benz преодолел возможности 4-цилиндровых двигателей и смог получить больше лошадиных сил с 5-цилиндровым двигателем в ограниченном пространстве двигателя. Это касается и бензина. Оба типа занимают прочное место в автомобильном бизнесе.