Вчера Renault опубликовала отчет за 2014 г.

Выручка компании увеличилась на 0,3% до 41 млрд евро, а чистая прибыль утроилась — с 695 млн до почти 2 млрд евро. При этом убытки компании из-за изменения обменного курса валют составили 471 млн евро — прежде всего из-за девальвации рубля и аргентинского песо, говорится в отчете Renault. Сколько именно компания потеряла в каждой из стран, она не раскрывает. Зато она объявила, что убыток от участия в «АвтоВАЗе»за прошлый год вырос более чем в 5 раз(см. врез). При этом ослабление турецкой лиры, напротив, оказало положительное влияние на финансы компании, говорится в отчете без указания конкретных цифр.

Россия и Турция — третий и пятый по величине рынки для Renault. В этих странах компания продала в прошлом году 194 531 и 133 212 машин. Оба рынка упали — на 11 и 10%, но доля Renault на них выросла — на 0,3 п. п. до 7,9% в России и на 0,4 п. п. до 17,4% в Турции. Правда, российская валюта за год подешевела к евро на 55%, а турецкая лира — на 4,3%.

Ключевое отличие Турции от России — машины, произведенные там, экспортируются в Европу. Именно этим Renault и объясняет прибыль на местном рынке.

Экспорт автомобилей Renault, выпускаемых в России, невелик. По данным компании, в прошлом году она произвела 213 769 шт., а поставила в Белоруссию и Казахстан чуть более 12 000 шт. «Мы изучаем возможности развития экспорта за счет новых рынков, но это потребует определенного времени», — говорит представитель Renault.




Турция же крайне выгодна для создания экспортоориентированных производств — из-за удобной логистики, дешевой рабочей силы, близости крупных рынков сбыта, комментируют аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов и инвестдиректор SI Capital Partners Иван Бончев^

 Здесь собирают автомобили Ford, Toyota, Hyundai, Fiat и другие автоконцерны. На экспорт идет около двух третей. Доля затрат в местной валюте в структуре себестоимости, как правило, составляет 70%.

В России же пропорция обратная. А дороговизна и сложность логистики — главный сдерживающий фактор развития экспорта автомобилей из России. Кроме того, модели, выпускаемые в России, ориентированы на местный же рынок. Экспорт никто не развивал. Но этому есть простое объяснение. Рынки стран СНГ — мизерные, а те, что покрупнее, уже покрываются производством на месте или в соседних странах.Наконец, экспорт автомобилей из России не выгоден по причине более высоких таможенных пошлин.

Об этой же проблеме говорил и президент группы ГАЗ Вадим Сорокин, объясняя, зачем компания наладила сборку своих LCV в Турции:

Оттуда мы можем поставлять автомобили в Западную Европу при ввозной таможенной пошлине в 10% вместо 22% в случае поставок из России.

Поэтому автоконцерны будут по-прежнему ориентироваться на местный рынок, развивая потихоньку экспорт в страны СНГ. В условиях же падения рынка производителям приходится оптимизировать производство, сокращать затраты и периодически приостанавливать работу своих предприятий, резюмируют Беспалов и Бончев. Компания «сократит расходы и объем выпуска машин в России в краткосрочной перспективе из-за необходимости компании адаптироваться под текущие рыночные условия.